11 мая
Май
Май 2022

125 лет назад был основан Томский технологический институт императора Николая II – четвертый технический вуз в России и первый в ее азиатской части

11 мая 1896 года

В конце XIX века шло строительство Транссибирской магистрали – самой большой железной дороги в мире. Сибирь становилась ближе и требовала срочного изучения. Идея создания в Томске технического института, выпускающего горных инженеров, химиков и металлургов, принадлежала министру финансов графу Сергею Витте. Должность директора была сразу предложена Дмитрию Менделееву. Он отказался по причине слабого здоровья, но много участвовал в развитии ТТИ и стал его первым почетным членом.

Открытие института состоялось в 1900 году. Тогда в ТТИ было четыре отделения: механическое, химическое, горное и инженерно-строительное.

Во время Великой отечественной войны специалисты ТТИ не переставали вести научную деятельность. В частности, они разрабатывали проекты для обеспечения электроэнергией и топливом эвакуированных в Томск предприятий. После войны институт начал активно участвовать в ядерных исследованиях. В 1957 году там был открыт НИИ ядерной физики. В 1965 году заработал синхротрон «Сириус», спустя два года – исследовательский ядерный реактор.

В 1991 году Совет министров РСФСР принял постановление “О преобразовании Томского политехнического института в Томский политехнический университет”. В 2099 году вуз получил статус национального исследовательского.

Сейчас в состав вуза входит 11 учебных институтов, 99 кафедр, 66 научно-исследовательских лабораторий, в том числе 21 международная.