назад
16 октября

Ученые разработали формат обучения, повышающий качество дистанционного образования

Для того, чтобы снизить негативные эффекты "удаленки" специалисты предложили метод изучения учебных текстов, который предполагает работу над темой в группах и использование элементов игры для закрепления изученного.

Российские исследователи разработали методологию изучения текстовых материалов в вузах, которая позволяет студентам за счет командной работы и игрового формата эффективно осваивать тему даже в условиях дистанционного образования. Об этом в субботу ТАСС сообщила профессор, научный руководитель научно-образовательного центра "Философско-методологическое проектирование и принятие решений" Московского государственного университета МГУ имени М. В. Ломоносова Галина Сорина.

Авторы изучили влияние условий введенного в связи с пандемией дистанционного обучения на качество усвоения материала. Студенты, согласно наблюдениям, часто жаловались на отсутствие эмоционального контакта, изолированность при освоении новой темы, которая влияла на ее понимание. Для того, чтобы снизить негативные эффекты "удаленки" ученые предложили метод изучения учебных текстов, который предполагает работу над темой в группах и использование элементов игры для закрепления изученного.

"В прошлом году все университеты мира столкнулись с необходимостью сохранить качество образования при переходе на дистанционный формат. Российским и зарубежным ученым пришлось "изобретать" новые методы и подходы. Оказалось, что именно наша методология позволяет сохранить плюсы классического образования при использовании онлайн-формата обучения. Кроме того, подход многократно повышает уровень вовлеченности всех участников процесса в совместную образовательную деятельность, в том числе за счет геймификации", - пояснила Сорина.

Методология экспертного анализа текста (МЭАТ), разработанная Сориной, представляет собой алгоритм изучения текстовых материалов в вузах, при котором студенты осваивают тему в несколько этапов. Группа разделяется на "студентов" и "экспертов", которые сначала изучают тему сообща, а затем участвуют в общей дискуссии (тренинге-игре), соблюдая определенные этические и организационные правила. Помимо этого, каждый из них готовит собственный письменный отчет об изученной теме. За полтора года пандемии в испытаниях метода в условиях онлайн-формата обучения приняли участие более 200 студентов МГУ.

"Главным доказательством эффективности подхода стала обратная связь от самих студентов, у студентов формируется особый тип ответственности. Сейчас мы получили информацию о том, что эффективность методологии остается высокой при изучении студентами не только гуманитарных, но и точных дисциплин - таких как физика. В настоящий момент методология активно внедряется в нескольких вузах в России и за рубежом", - отметила ученый.

Результаты работы опубликованы в журнале Science & Education.

  • #Психология