назад
29 сентября

Для обучения студентов создают виртуальный ядерный реактор

Ученые Национального исследовательского ядерного университета «МИФИ» разрабатывают цифровой двойник исследовательского реактора. Он позволит студентам вуза подробно изучать опасные опасные объекты не выходя из-за компьютера.

Распределение радиационного фона в помещении уран-водной подкритической сборки © Лаборатория виртуальной реальности ИЯФиТ НИЯУ МИФИ
Распределение радиационного фона в помещении уран-водной подкритической сборки © Лаборатория виртуальной реальности ИЯФиТ НИЯУ МИФИ
Исследовательский ядерный реактор — это уникальный объект, созданный для проведения исследований, обучения студентов и переподготовки специалистов для ведущих научных центров. Тем не менее, условия текущей лицензии на эксплуатацию не позволяют использовать его в полном объеме.

«В большинстве вузов страны, даже производящих целевую подготовку специалистов для "Росатома", выполнить лабораторную работу и экспериментальное исследование по нейтронной или реакторной физике в принципе невозможно из-за отсутствия установок. При этом практика на предприятиях атомной отрасли, как показала пандемия, не всегда может быть проведена в полном объеме. Естественно, такое положение вещей затрудняет формирование нужных компетенций у выпускников. Невозможно, чтобы все профильные вузы были укомплектованы подкритическими стендами и ядерными реакторами, а виртуальные ядерные установки можно будет легко внедрить в учебный процесс», – рассказал заместитель директора Института ядерной физики и технологий НИЯУ МИФИ Георгий Тихомиров.

Виртуальный реактор позволит безопасно проводить самые рискованные исследования — повышать мощность, заменять элементы оборудования, симулировать чрезвычайные ситуации.

Еще одно важнейшее преимущество цифрового двойника — доступность из любой точки мира. Это значит, что воспользоваться разработкой смогут студенты со всей страны.

«Вместо установки сложных лабораторных стендов в удаленных вузах мы сможем помочь им организовать проведение виртуальных лабораторных работ, при выполнении которых действия студентов будут близки к действиям в реальной лаборатории. Комплексные цифровые двойники сложных инженерных объектов могут быть использованы не только в процессе высшего образования, но и как база тренингов оперативного персонала в режиме дополнительной подготовки», — отметил Георгий Тихомиров.

К разработкам цифровых двойников в вузе активно привлекают студентов и аспирантов, которые осваивают и развивают современные цифровые технологии не только в рамках учебных курсов, но участвуя в реальных проектах.

  • #Ядерная физика