назад
27 сентября

В России и Белоруссии запустят образовательные проекты по нанотехнологиям

В Образовательном центре «Сириус» завершилась программа повышения квалификации для педагогов в области разработки инфраструктурно-образовательных проектов по направлению «Естественные науки и нанотехнологии».

Ее слушателями стали более 40 преподавателей и методистов из 26 регионов России и из Белоруссии, из них 13 дошли до финала и представили собственные образовательные проекты, которые в будущем внедрят в своих регионах.

Программа стартовала в мае в дистанционном формате. По итогам трех модулей определили 13 лучших слушателей, которые в июле прошли стажировку в направлении «Нанотехнологии» на научно-технологической проектной образовательной программе «Большие вызовы». Заключительный модуль состоялся в сентябре.

«Мы вместе со слушателями программы работали над основными принципами реализации проектного подхода в образовании: выстраивали цепочку от начальной цели проекта до его воплощения в жизнь. Изучали, какая инфраструктура для этого необходима, как ее разработать, принципы взаимодействия с предприятиями реального сектора экономики, как привлечь и заинтересовать школьников, чтобы реализовать с ними проект высокого уровня и замотивировать на дальнейшее участие в различных конкурсах», – рассказал доцент кафедры химии Орловского государственного университета имени И.С. Тургенева, руководитель Юношеской специализированной научно-исследовательской школы «Основы нанохимии», эксперт и руководитель проекта направления «Нанотехнологии» Всероссийской научно-технологической программы «Большие вызовы» Евгений Грибанов. 

Большинство слушателей – представители региональных центров для одаренных детей (РЦОД), работающих по модели «Сириуса». За несколько месяцев участники разработали и защитили проекты, включающие специализированные образовательные программы, модули и инфраструктурное обеспечение, которые в будущем запустят в своих регионах. 

Презентация итоговых работ состоялась в онлайн-формате. В числе финальных тем, на основании которых строились образовательные проекты, – бактериальные биосенсоры, наноструктурированные ткани, изучение структуры и свойств пластиковых изделий, получение наночастиц металлов классическим и «зеленым» способом и другие. По мнению экспертов, все работы направлены на формирование практических навыков у школьников и решение конкретных задач.

«Впечатлил серьезный научный фундамент, на котором базируются все проекты и их полная проработанность. Слушатели поставили четкие цели и задачи, привлекли индустриальных партнеров, определили, для кого предназначен проект, и какое оборудование им требуется. При этом сумели эффективно объединить обучение, теорию и практику. Сначала дети получают новые знания, потом проводят исследования и в конце изучают, где еще в жизни можно применить результаты их деятельности, помимо изначально задуманных», – рассказала после финальных защит преподаватель программы, научный сотрудник физического факультета МГУ имени Ломоносова Алена Коршунова.

Елена Голикова, учитель химии образовательного центра «Горностай» Новосибирской области, на программе пополнила свою «педагогическую копилку» новыми приемами, как на очевидных и легкодоступных примерах объяснить детям сложные процессы наномира. Также педагог разработала важный для экологии проект.

«Сначала я задумывала сделать игрушку: то есть синтезировать вещество полианилин для создания гибких и светящихся объектов. Позже на программе я поняла, что можно заняться не только игрушками, но и чем-то полезным. Я нашла практическое применение для исходного вещества, в итоге появился проект “Создание химического сенсора для оценки качества атмосферного воздуха”», – поделилась Елена Голикова.

В этот раз программа впервые вышла на международный уровень: в ней участвовала специалист из Республики Беларусь – старший научный сотрудник научно-исследовательской лаборатории «Прикладная плазмоника» Белорусского государственного университета информатики и радиоэлектроники в Минске, кандидат технических наук Ксения Гирель. Ранее она преподавала студентам, а на программе научилась работать со школьниками: адаптировать для них сложный материал, выстраивать вместе с ними логическую цепочку из простых терминов. Все это Ксения отразила в своем проекте по разработке модуля «рамановская спектроскопия» – методе детектирования и исследования молекул.

«Я предложила проблему, решая которую, школьники на практике понимают, что такое рамановская спектроскопия. К примеру, необходимо определить наличие вредного консерванта в детском соке. Для этого вместе с наставником дети изучают различное оборудование и разбираются, что именно им необходимо. Оптический микроскоп позволяет рассмотреть только поверхность вещества, а рамановский спектрометр – получить информацию о составе вещества. Таким образом школьники изучают прибор, как он работает, и через него понимают суть метода и его возможного применения», – сообщила Ксения Гирель.

В дальнейшем, продолжает автор, модуль можно включить в образовательную программу, в частности, по нанотехнологиям. В рамках такой программы школьники будут решать серьезные научные задачи, используя рамановский спектрометр как инструмент для детектирования, например, различных молекул, находящихся в предельно низких концентрациях в биологических жидкостях.

Итогами программы для педагогов станет серия разработанных специализированных модулей, которые будут не только внедрены в деятельность центров, созданных по модели «Сириуса», но и станут основой сетевых образовательных программ при взаимодействии РЦОДов.

  • #Химия
Источник: sochisirius.ru