назад
27 сентября

Завершилась экспедиция «Алсиб»

Алсиб — авиакоридор, соединяющий СССР и США, — возник в годы Великой Отечественной войны. По договору ленд-лиза западные союзники поставляли СССР авиавтехнику, и поэтому была необходима круглогодичная и круглосуточная воздушная трасса, по которой советские летчики могли бы перегонять самолеты на фронт.

Несмотря на труднодоступность районов, где строились аэродромы, их возводили в кратчайшие сроки, всего за пять-восемь месяцев. Начиная с 1942 года на фронт по трассе Алсиб поступило 8094 самолета. 

В 2021 году ученые отправились в экспедицию «Алсиб», чтобы найти новые исторические сведения. Они обнаружили ученические тетради с военными приказами и познакомились с бывшими сотрудниками аэродромов Алсиба.

Перед тем как отправиться в экспедицию, исследователи провели серьезную подготовку. Кропотливая работа в архивах позволила узнать множество важных подробностей, к примеру, о том, как строили аэродромные здания и взлетно-посадочные полосы, где навсегда остались потерпевшие крушение самолеты. Но далеко не все документы дошли до центральных архивов.

«В аэропорту Олекминска нам показали подборку материалов, посвященную его истории. Там были фотографии, приказы 1942 года, отдельные статьи и очень интересная статистика: документы по загрузке аэропорта. Все это собирал бывший руководитель отдела Иннокентий Евстифеев. Он рассказал много фактов о прошлом аэропорта, помог определить, когда появились те или иные постройки. К сожалению, с военных времен сохранилось только одно здание, да и то разваливается.

Директор аэропорта Олекминска Владимир Разинков показал нам две книги. В одной — перечень приказов 1942 года. Вторая оказалась подшивкой из прошитых и пропечатанных ученических тетрадей, в ней были приказы от 1943–1944 годов. На тетрадях — надписи "секретно", сами приказы написаны от руки и содержат уникальную информацию о повседневной жизни аэропорта в годы войны. За все время экспедиции подобные документы встречаются впервые. 

Просмотрев приказы до 1951 года, я отметил любопытную закономерность: если в 1945 году во многих из них речь шла о поощрениях, то в 1950-х — сплошь наказания и уголовная ответственность. Причем очень суровые: за прогул — по три месяца принудительных работ с сокращением зарплаты на 25%. Почти все приказы 50-х — фактически протоколы судов», — рассказал кандидат исторических наук  Павел Филин, кандидат исторических наук, участник экспедиции

Еще одну интересную тетрадку исследователи обнаружили в Витиме. На каждом ее листе с одной стороны были записи о строительстве гаража, а с другой — карандашные рисунки и портреты. В музее Киренска хранится переписка с женой погибшего летчика Лобарева и листок со статистикой перегона в 1942–1943 годах. Были и другие ценные документы, которые историки тщательно фотографировали, пополняя «базу данных», собранную в столичных архивах.

«Мы пришли к выводу, что надо больше времени отводить под встречи с местными жителями и работу с музеями, — рассуждает директор Центра современной истории Иван Анохин. — Мы познакомились со множеством людей, которые нам помогали. Они делились информацией по Алсибу, которую больше нигде не найдешь. Некоторые знают про здания военных лет, другие — про сохранившуюся с тех пор технику, кто-то — о местах падения самолетов. Есть и такие, кто ещё помнит события военных лет, которые видели собственными глазами».

В Омолоне участникам экспедиции показали рабочий американский грейдер 40-х годов, а в Марково подсказали, где найти обломки Ли-2. 

«Недалеко от поселка Тарат находился запасной зимний аэродром. Изначально мы не планировали его посещать, так как в архивах мы не нашли о нем упоминания, но во время экспедиции оказалось, что там даже открывают мемориал, посвященный Алсибу. Когда мы туда прилетели, то приземлились фактически на пастбище. В Тарате нас познакомили с Матреной Киренской, которая работала во время войны бульдозеристом на аэродроме. Сейчас ей 98 лет», — рассказал Денис Ульянкин, начальник геофизической группы экспедиции.

«Когда мы были в Олекминске, нам рассказали про Клавдию Воложину, которая участвовала в строительстве аэродрома. Сейчас она живет в селе Олекминское, и мы съездили туда ее навестить. Клавдии Дмитриевне 95 лет, но она до сих пор хорошо помнит, как чистила снег лопатой, а над головой летали самолеты. Ей было 19, и она их боялась, пряталась. На аэродроме тогда работали женщины и дети», — добавил Павел Филин, кандидат исторических наук, участник экспедиции.

Основной задачей экспедиции в этом году было обследование аэродромов Алсиба. Поисковики собрали информацию по сохранившимся с военных времен зданиям в их окрестностях, изучили старые взлетно-посадочные полосы и провели серьезный анализ местных почв. 

«Нам удалось выполнить все поставленные задачи по техническому обследованию. Мы везде провели геофизическую съемку с помощью георадара, получили радарограммы и теперь можем уточнить состав почв, определить уровень грунтовых вод, понять, на какую глубину грунты промерзали на том или ином аэродроме. 

Военные геодезисты сделали съемку участков, сохранившихся до наших дней, заложили контрольные шурфы — вертикальные горные выработки, позволяющие судить о строении толщи грунта. Все это позволило сравнить технологии строительства, описанные в старых документах, с реальным положением дел. Уже сейчас можно с уверенностью говорить, что технология и методика при возведении большинства объектов были соблюдены в точности.

Когда мы сделали шурф на взлетно-посадочной полосе аэродрома Танюрер, обнаружили неожиданный подарок из прошлого. Мы прошли вглубь сквозь 20 см торфа с остатками корней, добрались до песчаной засыпки — она была довольно мощная, 80 см. И в самом низу нам попалась шишка кедрового стланика. Пропитанная влагой, мореная. Такой своего рода привет нам от строителей 1944 года, закатанный в песчаную кладку», — отметил Сергей Катков, научный руководитель экспедиции.

Старые постройки постепенно разрушаются. Многие уже утрачены, важно сохранить те, что еще остались. В Олекминске необходимо принимать решение, сохранять или сносить старое здание аэропорта 1942 года. Пока его удается отстоять. Местные жители не хотят терять наследие прошлых лет и надеются, что им дадут возможность открыть в старом здании аэропорта музей, посвящённый Алсибу.

В этом году экспедиция исследовала аэродромы, в будущем планирует серьезно заняться поисками погибших самолетов. Часть работы в этом направлении удалось проделать уже сейчас — благодаря местным жителям. Организаторы краеведческих музеев, историки, охотники, рыболовы, учителя — все были рады помочь поисковикам, и уже сейчас у них собралось немало ценной информации.

  • #Экспедиции
Источник: rgo.ru