назад
8 сентября

Ученые изучили, как растения реагируют на керосин

Специалисты географического факультета МГУ проанализировали влияние керосина на растительность в разных природных зонах. Сначала объектом исследования стала южная тайга Дальнего Востока, а теперь ученые изучают растительность европейской части России и полупустынь Казахстана.

«Мы установили, что для южной тайги Дальнего Востока пороговый уровень загрязнения, приводящий через 1 год после внесения керосина к существенным изменениям в структуре различных растительных сообществ, находится в интервале между 5 и 25 г керосина на килограмм почвы. При этом лесные сообщества значительно уязвимее к воздействию керосина по сравнению с лугами и болотами в долинах рек», — рассказала руководитель работ, заведующий лабораторией экологической безопасности географического факультета МГУ Татьяна Королева.

Выяснилось, что быстрее всего восстанавливается сырой луг, затем низинное болото, следом лиственный лес и, наконец, смешанный лес. При этом кустарники и мхи обладают довольно высокой устойчивостью к загрязнению, а вот папоротники — очень низкой. Это значит, что их можно применять как биоиндикатор загрязнения керосином.
Воздействие керосина на травянистые растения низинного болота. Левый ряд – площадки без внесения керосина, правый ряд – площадки с внесением керосина в нагрузке 25 г/кг. 1 и 4 – состояние площадок до внесения керосина; 2 и 5 – спустя месяц после внесения керосина; 3 и 6 – спустя 1 год после внесения керосина. Фото коллектива авторов, географический факультет МГУ имени М.В. Ломоносова
Воздействие керосина на травянистые растения низинного болота. Левый ряд – площадки без внесения керосина, правый ряд – площадки с внесением керосина в нагрузке 25 г/кг. 1 и 4 – состояние площадок до внесения керосина; 2 и 5 – спустя месяц после внесения керосина; 3 и 6 – спустя 1 год после внесения керосина. Фото коллектива авторов, географический факультет МГУ имени М.В. Ломоносова

По словам Татьяны Королевой, результаты исследования можно использовать для оценки рисков загрязнения при строительстве транспортных систем и объектов топливно-энергетического комплекса, а также для оценки экологического ущерба при разливе нефтепродуктов.

  • #Ботаника
Источник: Пресс-служба Географического факультета МГУ