Исследователи из Центра языка и мозга НИУ ВШЭ вместе с российскими и американскими коллегами сравнили порождение и понимание речи на разных лингвистических уровнях у детей с аутизмом. Это позволило им опровергнуть гипотезу о том, что такие дети понимают речь хуже, чем говорят. Исследование опубликовано в журнале Research in Developmental Disabilities.

Исследователи из Центра языка и мозга ВШЭ, Федерального ресурсного центра по оказанию комплексного сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра МГППУ и Хаскинских лабораторий (Нью-Хейвен, США) решили проверить эту гипотезу. Для этого они провели тестирование 82 русскоговорящих детей с РАС и сравнили порождение и понимание речи на разных лингвистических уровнях. Для тестирования ученые использовали разработанный в Центре языка и мозга тест речевых навыков КОРАБЛИК (Клиническая оценка развития базовых лингвистических компетенций).
Сравнение шло по трем направлениям: лексическому (порождение и понимание слов), морфосинтаксическому (порождение и понимание предложений) и дискурсивному (порождение и понимание связных текстов).
Тестирование показало, что какого-то единого паттерна в речи детей с РАС нет. Разница между порождением и пониманием речи зависела от лингвистического уровня: порождение отдельных слов у детей с РАС было более нарушено, чем их понимание; порождение и понимание предложений было нарушено в одинаковой степени; порождение связных текстов было более сохранно, чем их понимание.
«Для нас в этой работе было важно не только описать разницу между порождением и пониманием речи у детей с РАС на разных лингвистических уровнях, но и понять, влияет ли на эти паттерны уровень невербального интеллекта ребенка», – рассказывает автор статьи, младший научный сотрудник Центра языка и мозга Вардан Арутюнян.
Для того чтобы понять, влияет ли уровень невербального IQ на выявленную разницу между порождением и пониманием речи, дети с РАС были разделены на две группы. В первую группу вошли дети без интеллектуальных нарушений, во вторую — дети с невербальным IQ ниже нормы. Затем ученые сравнили порождение и понимание слов, предложений и текстов в двух группах.
На лексическом уровне разницы между двумя группами детей не было: в обоих случаях порождение отдельных слов было более нарушено, чем их понимание.
На морфосинтаксическом уровне была выявлена разница: у детей без интеллектуальных нарушений порождение и понимание предложений было нарушено в одинаковой степени, в то время как у детей с нарушениями понимание было более сохранно, чем порождение.
На дискурсивном уровне также наблюдалась разница между паттернами порождения и понимания у двух групп детей. У детей без нарушений не было разницы между порождением и пониманием связных текстов, в то время как у детей со сниженным вербальным IQ порождение текстов оказалось более сохранным.
Таким образом, разница между воспроизведением и пониманием слов, предложений и текстов частично зависит от невербального интеллекта. Тем не менее, пока рано говорить о каких-то специфичных для РАС паттернах.
«Работ, которые бы систематически сравнивали порождение и понимание речи на разных лингвистических уровнях, а также учитывали бы уровень невербального IQ, пока очень мало, — рассказывает Вардан Арутюнян. — Наше исследование – одно из первых подобных, и мы планируем продолжить работу, но уже используя методы нейровизуализации: магнитоэнцефалографию, электроэнцефалографию и магнитно-резонансную томографию» .
По мнению ученых, знание нейробиологических механизмов порождения и понимания речи у детей с РАС в дальнейшем поможет как объективной диагностике речевых нарушений, так и грамотной коррекции и реабилитации речи.
Вам может быть интересно
10 августа
В Новосибирске состоится IX Международный форум технологического развития «Технопром-2022»
8 августа
Победитель «Лидеров России» предлагает создать команду ученых для интенсивного импортозамещения в химической промышленности
5 августа
Экскурсии «Наука рядом»: в июле школьники узнали, как создают вакцины, увидели строительство судов и сыграли роботами в лазертаг