назад
23 декабря

Ученые выяснили, как новости о ковиде распространялись в интернете

Команда ученых из Института проблем управления имени В. А. Трапезникова РАН и МФТИ исследовала восприятие новостей о Covid-19 в социальной сети «ВКонтакте». Результаты исследования позволяют оценить, как пандемия повлияла на доверие пользователей к авторитетным источникам в интернете.

«Мы попытались оценить, как пользователи воспринимали информацию о ковиде на самом деле. Было отмечено много интересных взаимосвязей, которые еще предстоит интерпретировать», — поделился старший научный сотрудник ИПУ РАН и ассистент кафедры высшей математики МФТИ Иван Козицин.

«Нашей задачей было, исходя из наблюдаемых в Сети действий, попытаться оценить то, как источники информации транслируют картину распространения ковида, и то, как на это реагируют пользователи», — добавил один из авторов исследования, старший научный сотрудник ИПУ РАН Дмитрий Губанов.

Исследователи оценивали аккаунты СМИ и госорганов, отобранные по следующим критериям: широкое и полное отражение общественно-значимой тематики и повестки дня, а не только узких направлений; охват аудитории, состоящей из активных живых пользователей. Всего ученые оценили 66 источников информации с охватом в 14,4 млн пользователей.

Ковид-активных пользователей, то есть тех, кто участвует в обсуждении постов о пандемии, оказалось около полумиллиона. Наибольшую активность аудитория пабликов демонстрировала в первую волну волну пандемии, после отмены ограничений активность упала, но вновь выросла во время второй волны.

Не все освещаемые темы оказались близки сообществу участников соцсети и резонировали с их интересами. Наибольшее влияние на обсуждения в интернете оказала тема заболеваемости и статистики, а также предпринимаемые государством меры. Ближе к концу 2020 отмечен рост влияния темы вакцин и вакцинации.

По результатам исследования авторы сделали вывод, что активность пользователей полностью отражает объективную ситуации с заболеваемостью Covid-19 в России и психологию поведения людей. Посетители пабликов оказались более «чувствительными» к изменению ситуации с пандемией, чем сами источники информации.

Результаты работы открывают перспективы дальнейших исследований с наложением временного ряда внешних событий и оценкой реакции пользователей на события.
  • #COVID-19