назад
16 декабря

Ученые узнали, о чем мечтают младшие школьники

Специалисты Московского городского педагогического университета считают, что мечта о профессии в детстве может стать одним из ключевых исходных этапов в формировании жизненной цели. По словам экспертов, исследование поможет психологам и педагогам содействовать переходу мечты-фантазии в мечту-план.

«Сила феномена детской мечты заключается в том, что она может стать исходным этапом будущей жизненной цели. Детская мечта имеет наглядно-образный характер – это привлекательная картинка в воображении ребенка, в которой отражаются ценностные ориентации и гендерные предпочтения», – рассказала доцент департамента педагогики МГПУ Полина Арапова.

Ученые провели исследование, в котором приняли участие 414 детей в возрасте от 7 до 11 лет из московских школ. Для этого ребята заполнили анкету («вопросы от волшебника»), которая позволила выявить гендерные предпочтения в мечте о будущей профессии и ценностное содержание мечты-события и мечты-идеала.

Мечта-событие – это воображаемые ситуации из будущего, например, зарабатывать много денег. Мечта-идеал – желаемые образы объектов, то есть, конкретная профессия, с помощью которой ребенок в будущем хочет зарабатывать эту сумму, объяснили исследователи.

«На занятии, посвященном мечте, педагоги раздали детям листки в форме облака с вопросами "от волшебника". Вопросы следовали в логической последовательности в порядке усложнения: в конце предлагался самый непростой из них, который отражает переход от мечты-фантазии к мечте-плану», – пояснила Полина Арапова.

В анкете было четыре вопроса: мечтаешь ли ты о чем-нибудь; можешь ли ты рассказать, о чем ты мечтаешь; кем бы ты хотел стать, когда вырастешь; что тебе для этого нужно будет сделать.
По результатам опроса мечта-событие школьников отличается прагматичностью: у 39% мальчиков и у 24% девочек выражен активный интерес к деньгам. Мечта-идеал выражена у 33% девочек, как представления о домашних питомцах, у 17% мальчиков – о различных средствах передвижения, среди которых на первом месте гоночные машины премиум-класса.

Особый интерес, по мнению экспертов, представляет мечта о будущей профессии: для 18 процентов мальчиков и 13 процентов девочек важно, чтобы она была популярной. Ранжирование профессий позволило специалистам увидеть гендерные предпочтения: 32 мальчика (16%) на первом месте выделяют профессию футболиста, 35 девочек (17%) – профессию врача.

Эксперты также отметили позитивный тренд: младшие школьники, выделяя способы достижения мечты, прежде всего рассчитывают на хорошее образование и собственные силы. Кроме того, важно, что предпочитаемые профессии имеют высокую социальную значимость и отражают традиционное соответствие полу.

«Исследование мечты современного младшего школьника позволяет психологам и педагогам выстраивать продуктивные формы взаимодействия, чтобы мечта становилась мечтой-планом», – прокомментировала Полина Арапова.

Для педагогов результаты исследования имеют особую практическую ценность, считают ученые. Они способствуют расширенному пониманию мечты: от желания к выстраиванию перспектив взрослой жизни. Именно поэтому к детской мечте о будущем необходимо относиться бережно и тактично. 

Кроме того, результаты исследования могут представлять интерес с точки зрения сравнительно-сопоставительного анализа с мечтой советских детей и сверстников из других стран.
В исследовании принимали участие ученые и магистранты МГПУ, а также педагоги московских школ.

Результаты исследования опубликованы в журнале «Народное образование».

  • #Психология
Источник: ria.ru