Автобус, который разрабатывают специально для поездок по Арктике, скоро пройдет первые испытания. Специалисты исследуют работоспособность всех систем транспорта в экстремальных ситуациях в условиях Крайнего Севера. Проект реализуется учеными Южно-Уральского государственного университета (ЮУрГУ) и МГТУ имени Баумана в рамках работы Уральского межрегионального НОЦ.
Автобус для передвижения по Крайнему Северу разрабатывают специалисты Южно-Уральского государственного университета совместно с коллегами из МГТУ имени Баумана. Такой транспорт необходим, чтобы перевозить людей по арктическим территориям. Автобус должен работать при экстремальных температурах – минус 50 градусов и ниже, и без труда преодолевать даже бездорожье.
Сейчас такой техники в России нет. Использующиеся вахтовые автобусы бессильны перед снежными заносами, а гусеничные вездеходы не обеспечивают необходимую пассажировместимость. Уже через несколько лет ситуация изменится. По планам, к концу 2023 года проект «Арктический автобус» будет завершен, транспорт подготовят к производству. Серийный выпуск автобусов начнется в 2024 году на автомобильном заводе «УРАЛ». Это предприятие является заказчиком проекта.
В настоящий момент ученые ЮУрГУ заняты обзором существующих и поиском новых технических решений, которые обеспечат работу узлов и агрегатов автобуса. Задача специалистов – изготовить кабину, модуль и ходовую часть транспортного средства, а также подобрать материалы, которые обеспечат работу техники при низких температурах. Кроме того, ведется подготовка экспериментального образца.
Работа над проектом ведется в рамках Уральского межрегионального научно-образовательного центра «Передовые производственные технологии и материалы». На реализацию планируют привлечь порядка 500 миллионов рублей, включая средства Министерства науки и высшего образования РФ и АО «Автомобильный завод „Урал“».«Испытания экспериментального образца запланированы на зимние месяцы, потому что именно этот период на Крайнем Севере отличается суровой погодой. В настоящее время мы разрабатываем программу методики испытаний, затем наши специалисты отправятся в Арктику на несколько недель, чтобы исследовать работоспособность и надежность различных узлов и агрегатов при работе в экстремальных ситуациях в условиях Крайнего Севера», – рассказал к.т.н., директор НИИ «Опытное машиностроение» ЮУрГУ Рамиль Закиров.
Отметим, что в автобусе будет также жилой модуль, он необходим для полного автономного жизнеобеспечения пассажиров при аварийных ситуациях. Жилой модуль рассчитан на сутки пребывания в нем до 20 человек. Еще одна особенность арктического автобуса – возможность держаться на воде в течение часа. Этого времени должно хватить для эвакуации пассажиров и водителя.
Одновременно с разработкой арктического автобуса ведется работа над автопоездом. Это транспорт различного назначения, состоящий из кабины и функционального модуля.
Исследования в области новых технологий в числе приоритетов Уральского межрегионального научно-образовательного центра мирового уровня «Передовые производственные технологии и материалы», который создан объединенными усилиями УрФУ, ЮУрГУ, КГУ, других региональных высших учебных заведений, ведущих научных организаций и промышленных корпораций Челябинской, Свердловской и Курганской областей.«В модуле может находиться учебное или медицинское оборудование, например, кабинеты терапевта, гинеколога, офтальмолога и кабинет забора крови. Благодаря автопоезду жители районов Крайнего Севера, в которых нет учебных или медицинских учреждений, смогут обратиться к специалистам. Без автопоезда до этих населенных пунктов просто не добраться. Главное — автопоезд гарантирует комфортные условия, потому что в функциональном модуле сохраняется оптимальная температура», – сообщил Рамиль Закиров.
Южно-Уральский государственный университет – это университет цифровых трансформаций, где ведутся инновационные исследования по большинству приоритетных направлений развития науки и техники. В соответствии со стратегией научно-технологического развития РФ университет сфокусирован на развитии крупных научных междисциплинарных проектов в области цифровой индустрии, материаловедения и экологии. В Год науки и технологий ЮУрГУ победил в конкурсе по программе «Приоритет 2030». Вуз выполняет функции регионального проектного офиса Уральского межрегионального научно-образовательного центра мирового уровня (УМНОЦ).