Международный коллектив исследователей, в состав которого вошла старший научный сотрудник кафедры биогеографии географического факультета МГУ Елена Королева, проанализировал, как ДТП влияют на популяции млекопитающих, находящихся под угрозой исчезновения.
«Наши результаты показали, что для популяций с низкими темпами роста, например, для гривистого волка и онциллы (тигровой кошки) в Бразилии, бурой гиены в Южной Африке и леопарда в Северной Индии ДТП на автодорогах стали серьезным фактором, влияющим на их численность и способным привести к полному исчезновению отдельных популяций в ближайшие десятилетия, если ситуация на дорогах не изменится», — рассказала к.г.н., старший научный сотрудник кафедры биогеографии географического факультета МГУ и соавтор исследования Елена Королева.
Затем ученые разработали математическую модель с использованием видовых и популяционных характеристик животных, чтобы оценить риск гибели в ДТП для 392 видов млекопитающих. Особо уязвимыми оказались 124 вида, то есть 32% от исследованных, среди которых два российских – бурый медведь и амурский тигр. Основной причиной ДТП стало пересечение дорогами индивидуальных участков, суточных и сезонных путей перемещений животных.
Глобальная оценка риска для уязвимых видов млекопитающих в сопоставлении с плотностью сети автомобильных дорог. «Горячие точки» риска (зеленые) – наличие уязвимых видов и высокая плотность дорог. Управляемый риск (синие) – наличие уязвимых видов и низкая плотность дорог. Низкий риск (коричневые) – мало уязвимых видов и высокая плотность дорог. Отсутствие риска (фиолетовые) – нет уязвимых видов и низкая плотность дорог
«Мы разработали инструмент для оценки риска исчезновения млекопитающих на основе сегодняшних уровней дорожно-транспортных происшествий и современной плотности автомобильных дорог. Эти данные могут обновляться по мере получения новых оценок ДТП для разных видов в тех или иных регионах мира. Наше исследование также показывает приоритетный рейтинг уязвимости животных к ДТП, который может дать новую информацию агентствам дорожной инфраструктуры, неправительственным организациям и органам государственного управления. Эти оценки вместе с данными о плотности и распределении видов помогут определить сегменты дорог, в том числе и планируемых, где программы мониторинга дорожно-транспортных происшествий необходимы в первую очередь для оценки риска и принятия необходимых мер. Все это позволит избежать вымирания или резкого сокращения численности животных в окружающих ландшафтах», — отметила руководитель исследования, научный сотрудник Центра экологических и морских исследований (CESAM) Лиссабонского университета Клара Грило.
Результаты исследования показывают, как важно консультироваться с экологами и специалистами по охране живой природы при планировании и расширении дорожной инфраструктуры. Комплексная аналитика способна свести к минимуму негативное воздействие на окружающую среду.
Вам может быть интересно
10 августа
В Новосибирске состоится IX Международный форум технологического развития «Технопром-2022»
8 августа
Победитель «Лидеров России» предлагает создать команду ученых для интенсивного импортозамещения в химической промышленности
5 августа
Экскурсии «Наука рядом»: в июле школьники узнали, как создают вакцины, увидели строительство судов и сыграли роботами в лазертаг