назад
2 декабря

Дорожные аварии ускоряют вымирание редких видов животных

Международный коллектив исследователей, в состав которого вошла старший научный сотрудник кафедры биогеографии географического факультета МГУ Елена Королева, проанализировал, как ДТП влияют на популяции млекопитающих, находящихся под угрозой исчезновения.

В исследовании участвовал 71 вид животных — как находящиеся под угрозой исчезновения, так и те, которым пока не грозит вымирание. Оказалось, что дорожные аварии сильнее влияют на популяции редких животных— они не могут компенсировать повышенную смертность высокой рождаемостью или иммиграцией, поэтому больше подвержены риску сокращения численности или вымирания.

«Наши результаты показали, что для популяций с низкими темпами роста, например, для гривистого волка и онциллы (тигровой кошки) в Бразилии, бурой гиены в Южной Африке и леопарда в Северной Индии ДТП на автодорогах стали серьезным фактором, влияющим на их численность и способным привести к полному исчезновению отдельных популяций в ближайшие десятилетия, если ситуация на дорогах не изменится», — рассказала к.г.н., старший научный сотрудник кафедры биогеографии географического факультета МГУ и соавтор исследования Елена Королева.

Затем ученые разработали математическую модель с использованием видовых и популяционных характеристик животных, чтобы оценить риск гибели в ДТП для 392 видов млекопитающих. Особо уязвимыми оказались 124 вида, то есть 32% от исследованных, среди которых два российских – бурый медведь и амурский тигр. Основной причиной ДТП стало пересечение дорогами индивидуальных участков, суточных и сезонных путей перемещений животных.
Глобальная оценка риска для уязвимых видов млекопитающих в сопоставлении с плотностью сети автомобильных дорог. «Горячие точки» риска (зеленые) – наличие уязвимых видов и высокая плотность дорог. Управляемый риск (синие) – наличие уязвимых видов и низкая плотность дорог. Низкий риск (коричневые) – мало уязвимых видов и высокая плотность дорог. Отсутствие риска (фиолетовые) – нет уязвимых видов и низкая плотность дорог
Глобальная оценка риска для уязвимых видов млекопитающих в сопоставлении с плотностью сети автомобильных дорог. «Горячие точки» риска (зеленые) – наличие уязвимых видов и высокая плотность дорог. Управляемый риск (синие) – наличие уязвимых видов и низкая плотность дорог. Низкий риск (коричневые) – мало уязвимых видов и высокая плотность дорог. Отсутствие риска (фиолетовые) – нет уязвимых видов и низкая плотность дорог
Области обитания животных, для которых повышен риск исчезновения из-за ДТП, совпадают с территориями, где высока плотность дорог, в Южной Африке, Центральной и Юго-Восточной Азии и группе Андских стран. Расширение глобальной торговли и сети дорог только усугубит эту проблему.

«Мы разработали инструмент для оценки риска исчезновения млекопитающих на основе сегодняшних уровней дорожно-транспортных происшествий и современной плотности автомобильных дорог. Эти данные могут обновляться по мере получения новых оценок ДТП для разных видов в тех или иных регионах мира. Наше исследование также показывает приоритетный рейтинг уязвимости животных к ДТП, который может дать новую информацию агентствам дорожной инфраструктуры, неправительственным организациям и органам государственного управления. Эти оценки вместе с данными о плотности и распределении видов помогут определить сегменты дорог, в том числе и планируемых, где программы мониторинга дорожно-транспортных происшествий необходимы в первую очередь для оценки риска и принятия необходимых мер. Все это позволит избежать вымирания или резкого сокращения численности животных в окружающих ландшафтах», — отметила руководитель исследования, научный сотрудник Центра экологических и морских исследований (CESAM) Лиссабонского университета Клара Грило.

Результаты исследования показывают, как важно консультироваться с экологами и специалистами по охране живой природы при планировании и расширении дорожной инфраструктуры. Комплексная аналитика способна свести к минимуму негативное воздействие на окружающую среду.
  • #Биология