назад
2 декабря

Ученые разработают стандарты обеспечения инклюзивного образования в России

Более 300 ученых, будущих педагогов, психологов и врачей, представителей родительского сообщества и специалистов в сфере инклюзивного образования из 40 городов России, а также США объединила междисциплинарная научно-практическая конференция «Инклюзивное образование - инклюзивное общество. Доказательные подходы к включению детей с ментальными особенностями в общее образование».

Мероприятие поможет консолидировать усилия специалистов для того, чтобы снять барьеры и обеспечить равный доступ к системе образования всем детям России, вне зависимости от того, есть ли у них нарушения развития, или нет.

Реализация инклюзивного подхода в нашей стране – это большой запрос общества и важная задача для экспертного сообщества.

За три дня конференции участники выслушают более 70 докладов и обсудят самые актуальные вопросы продвижения инклюзивного образования в России. Ключевым, по мнению организаторов мероприятия, в этом процессе должно стать распространение научно обоснованных подходов.

Именно на научную экспертизу необходимо опираться, планируя программы обучения педагогов для самых разных сфер: от дошкольных организаций до вузов.

«Инклюзивное образование будет реализовано повсеместно, когда учителями в школы России придут выпускники инклюзивных школ и люди с ограниченными возможностями здоровья.

На этой конференции мы сможем обсудить главные профессиональные вызовы инклюзии в образовании и здравоохранении с будущими педагогами и врачами.

Это уникальная возможность для ученых и практиков услышать голоса молодых людей, от которых напрямую зависит, с какими установками наше общество проведет следующие десятилетия, и каких успехов достигнет», - рассказала Елена Григоренко, доктор психологических наук, руководитель направления «Расстройства аутистического спектра: наука и практика» Университета «Сириус».

Под руководством Елены Григоренко в «Сириусе» реализуются проекты, направленные на изучение распространенности расстройств аутистического спектра (РАС) в России, а также поиск, разработка и апробирование наиболее перспективных практик в сфере аутизма, подготовку специалистов в области психологической диагностики и поведенческих вмешательств при РАС.

Таким образом «Сириус» ставит перед собой задачу сопровождения не только одаренных школьников, но и самых разных категорий детей.

«На федеральной территории “Сириус” мы планируем ежегодные скрининги для выявления расстройств развития, расстройств обучения и расстройств аутистического спектра, чтобы мы всегда могли своевременно оказать ребенку помощь. Особое внимание будет уделено скринингу первоклассников.

При поддержке экспертного сообщества, которое сейчас формируется на базе Университета “Сириус”, мы рассчитываем разработать понятные и измеримые методы для обеспечения инклюзии. Их эффективность будет нами тщательно отслеживаться и анализироваться для того, чтобы они превратились в «золотой стандарт инклюзии», - отметила председатель Совета федеральной территории "Сириус", руководитель образовательного центра "Сириус" Елена Шмелева.

Новый центр трансляционной медицины, созданный в Университете «Сириус», сможет внести свой вклад в проведение клинических испытаний не только медикаментозных препаратов, но и поведенческих терапий.

«В этом центре мы обсуждаем создание направления клинической психологии, чтобы разрабатывать диагностические и терапевтические подходы, в том числе применимые к детям с особенностями развития.
Надеемся, что в результате в “Сириусе” появится новая научная школа и специалисты, которые смогут внести значительный вклад в улучшение условий для получения образования и качества жизни детей c расстройством аутистического спектра.

Совместно с ведущими экспертами России и мира мы можем многое сделать, чтобы такие дети смогли реализовать свой потенциал», - отметил директор научного центра трансляционной медицины Научно-технологического университета «Сириус» Роман Иванов.

Как рассказал член правления партнеров конференции - Ассоциации «Аутизм-Регионы», отец ребенка с расстройством аутистического спектра Евгений Бондарь, в России создано прогрессивное законодательство в сфере инклюзивного образования: ратифицированная нашей страной конвенция ООН о правах инвалидов и закон об образовании гарантируют инклюзию для каждого ребенка. Но тем не менее, проблем для реализации этих прав немало.

«На практике, когда это касается таких категорий, к которой относится и мой ребенок, - расстройств аутистического спектра – возникает множество проблем. Особенно важно, что в нашей стране практически отсутствуют специалисты, которые владеют подходами для эффективного обучения наших детей в инклюзивной и не инклюзивной среде. С этой конференцией мы связываем большие надежды.

Мы не случайно встретились на первой федеральной территории. Считаем, что те пилотные проекты, которые будут запущены в “Сириусе” приведут к системным изменениям в российском образовании и в жизни людей с РАС», - отметил Евгений Бондарь

По итогам конференции участники представят резолюцию с предложениями по реализации инклюзивного образования к федеральным и региональным органам власти, профессиональным и родительским сообществам, к студенчеству и российским ученым.

Мероприятиее проводит Центр когнитивных исследований Университета «Сирус» в сотрудничестве с Благотворительным фондом «Выход» и Ассоциацией «Аутизм – Регионы».
  • #События