Технологию можно будет использовать в поездах, салонах самолетов, супермаркетах, кинотеатрах, подводных лодках и других объектах.
Сегодня наиболее эффективная очистка воздуха производится с помощью озона(O3), однако этот газ опасен для людей. Есть несколько подходов для устранения выбросов озона: адсорбция активированным углем, термическое разложение, каталитическое разложение и другие.
При наличии плюсов все они имеют серьезные недостатки. Так, уголь плохо «работает» с высокими концентрациями О3, терморазложение требует высоких температур от +400oС.
«Наша задача – создать эффективный катализатор, который дополнит систему озонирования и будет разлагать О3 до безопасного О2, которым мы дышим. Это позволит очищать воздух во время движения вагона вместе с находящимися в нем пассажирами», – рассказала автор проекта, аспирантка химического факультета Томского госуниверситета Мария Черных.
Для новой технологии ученые используют более дешевые смеси оксидов переходных металлов, чем классические системы на основе платины и палладия.
«Также у катализатора будет непривычная основа в виде металлических ячеистых материалов, а кордиеритовый блок. Такие блоки намного дешевле, чем аналогичные металлические конструкции, за счет более простого изготовления.
Размер ячейки в кордиеритовом блоке меньше, это позволит значительно повысить эффективность катализатора», – объяснил старший научный сотрудник лаборатории каталитических исследований химического факультета ТГУ Григорий Мамонтов.
Новый материал поможет не только очищать воздух от летучих органических соединений и устранять неприятные запахи, но и снизит риски распространения заболеваний, передающихся воздушно-капельным путем.