*
Три истории про ученых, которые вернулись развивать науку в России
14 января

Три истории про ученых, которые вернулись развивать науку в России

Сделать Россию привлекательной для работы отечественных и зарубежных ведущих ученых и молодых перспективных исследователей — одна из целей нацпроекта «Наука». О том, как российские ученые получали образование и работали за границей и почему вернулись на родину, — в нашем материале.

Молодой ученый Воронежского государственного технического университета вернулся с Тайваня

Иван Попов во время учебы на первом курсе магистратуры на кафедре строительной механики Воронежского государственного технического университета получил правительственную стипендию Taiwan Scholarship и уехал учиться в магистратуру Национального тайваньского технического университета. Так и получилось, что он изучал параллельно две магистерские программы и традиционный китайский язык в Университете китайской культуры. После окончания магистратуры по строительным материалам в Тайване он поступил там в аспирантуру (PhD program).

«Тогда я понял, что хочу реализовать себя в научной сфере, — поделился молодой ученый. — У нас были идеальные условия: обучение на бюджетной основе, стипендия, круглосуточный доступ к оборудованной экспериментальной лаборатории, команда магистрантов в качестве помощников».

Иван принимал активное участие в международном научно-исследовательском проекте при поддержке РФФИ и Национального научного совета Тайваня, в рамках которого защитил диссертацию на тему «Теоретические и экспериментальные исследования динамических характеристик бетонных балок с учетом внутреннего трения». В работе был предложен аналитический неразрушающий метод контроля целостности такого несущего элемента, как бетонные балки, при ударе прямоугольным призматическим стержнем с плоским торцом.

«Полученная мной ученая степень PhD признается более чем в 100 странах мира. После защиты мне стали поступать предложения от работодателей из Германии, Тайваня, Сингапура и других мест, но я решил вернуться на родину. Я люблю свою страну и, чувствуя в себе потенциал, который мог бы быть полноценно реализован на благо России, без тени сомнения вернулся в Воронеж», — добавил Иван.

С 2017 года он возглавляет Центр публикационной активности Воронежского государственного технического университета, цель которого содействие повышению показателей результативности научно-исследовательской деятельности вуза и его конкурентоспособности на мировом рынке научно-образовательных услуг. Кроме того, он является руководителем проекта по исследованию внутреннего трения в бетонах и полимербетонах, а также занимается педагогической деятельностью на кафедре технологии, организации строительства, экспертизы и управления недвижимостью ВГТУ. Совместно с Университетом Генуи разрабатывает англоязычную магистерскую программу двойных дипломов «Инженерная реставрация зданий и сооружений городской застройки» и читает курс для магистрантов по инновационным строительным материалам на английском языке.

Ученый Петрозаводского государственного университета вернулся из США (через Швецию и Финляндию)

Научная деятельность доцента кафедры английского языка Петрозаводского государственного университета Игоря Краснова неразрывно связана со стажировками за рубежом: Летний университет Умео (Швеция), Университет Джорджа Мейсона, Колледж Св. Схоластики и Университет Св. Мартина (США), Университет Юливиеска (Финляндия) и другие. Начиная с 1993 года ученый занимается темой межкультурной коммуникации и образования. Итогом стажировок стал разработанный мобильный курс межкультурной коммуникации, который прочитан уже в нескольких зарубежных университетах и сегодня активно развивается в онлайн-формате. Предпосылкой создания курса послужило приглашение Игоря Краснова в Университет прикладных наук Centria (Юливиеска, Финляндия) в 2006 году, где предлагалось преподавать курс поликультурного образования финским и иностранным студентам на английском языке.

«Развитие межкультурного общения, глобализация, академическая мобильность, интернет, средства связи — все это способствует пониманию российской культуры во всем ее многообразии. Зарубежным студентам я говорю о ценностях, стереотипах, культурном шоке. С другой стороны, полученный опыт за рубежом я включаю в лекции по страноведению и истории в ПетрГУ, публикую статьи по межкультурной коммуникации», — рассказывает Игорь Краснов.

В течение 2018/19 учебного года Игорь работал в качестве приглашенного преподавателя в Университете Св. Мартина (штат Вашингтон, США) по программе Фулбрайта. Вместе с коллегами он вел два курса по мировой и сравнительной литературе (Russian and American Short Story/Russian Literature and Film), а также авторский курс на факультете образования Diversity and Social Context in the Classroom.

Ученый Южного федерального университета вернулся из Южной Кореи

Виталий Тимкив/РИА Новости

Владимир Гутерман, профессор кафедpы электpохимии и главный научный сотрудник химического факультета Южного федерального университета (ЮФУ), работал над созданием литий-серных аккумуляторов, получением и исследованием электрокатализаторов для топливных элементов в Южнокорейском институте передовых технологий корпорации Samsung. Затем вернулся в ЮФУ и организовал лабораторию «Новые материалы для электрохимической энергетики».

В декабре 2001 года, после защиты докторской диссертации, Владимир Гутерман был приглашен на работу в южнокорейский Институт передовых технологий корпорации Samsung. «Первоначально московский офис компании предложил сделать доклад о результатах исследований, и у меня была некоторая надежда, что можно выполнять проект по их заказу здесь, в ЮФУ. Прослушав доклад, менеджеры института Samsung пригласили меня посетить институт, а уже следующим этапом стало предложение заключить годовой контракт и поработать в Корее. Статус научного сотрудника этого института и вообще ученого-исследователя в Корее очень высок. Корейские дети, узнав, кем и где я работаю, выстраивались в очередь за автографом», — рассказал доктор химических наук Владимир Гутерман.

Первый год команда ученых занималась созданием литий-серных аккумуляторов, но потом стало ясно, что выйти на установленные показатели не удается, и проект закрыли. Далее обновленная команда начала разработку водородно-воздушных топливных элементов, и Владимиру Гутерману дважды предлагали продлить контракт. По словам ученого, новая тематика его заинтересовала. Кроме того, определились грандиозные перспективы развития и становления водородной энергетики в мире. Владимир Гутерман занимался получением и исследованием электрокатализаторов для топливных элементов и понял, что подобные проекты можно выполнять и в домашних условиях — в Южном федеральном университете.

На рубеже 2006–2007 годов из числа студентов химического факультета ЮФУ Владимиром Гутерманом была создана студенческая научно-исследовательская лаборатория «Новые материалы для электрохимической энергетики». Тематика исследований — получение наноструктурных катализаторов для низкотемпературных топливных элементов с протонообменной мембраной, изучение связи их функциональных характеристик с составом и структурой. «Опираясь на актуальность тематики, мы стали выигрывать гранты РФФИ, ЮФУ и программы УМНИК, получать призы на различных конференциях, побеждать в престижных конкурсах, публиковать результаты исследований в международных журналах», — добавил профессор.

В 2011 году Владимира Гутермана вновь пригласили в Институт передовых технологий Samsung, но он принял решение продолжить развивать науку в России и остался в ЮФУ.

«Может показаться, что все это случилось закономерно — так, как и должно было. На самом деле все наше движение вверх требовало большого труда и веры в себя, все время приходилось что-то доказывать и себе, и другим. Южный федеральный университет и сейчас не останавливается на достигнутом, продолжает двигаться вперед», — заключил Владимир Гутерман.