*
19 февраля

Российские ученые научились оценивать степень усталости авиапилотов

Российские ученые разработали систему контроля состояния мозга, в частности уровня концентрации внимания и степени усталости пилотов самолетов и водителей, в ближайшие два года планируется представить первые прототипы тренажеров на базе данной системы, сообщила пресс-служба платформы Национальной технологической инициативы (НТИ).
Разработка принадлежит коллективу лаборатории нейронауки и когнитивных технологий "Университета Иннополис" (Татарстан), которой руководит профессор Александр Храмов. В ее основе лежит новый подход к анализу нейрофизиологических данных, предложенный старшим научным сотрудником лаборатории нейронауки и когнитивных технологий Центра компетенций НТИ по направлению "Технологии компонентов робототехники и мехатроники" Владимиру Максименко. В начале февраля он стал лауреатом премии президента России 2020 года в области науки и инноваций для молодых ученых "за разработку инвазивных и неинвазивных интерфейсов "мозг-компьютер" для контроля нормальной и патологической активности мозга".

Система "Интегративный мозг" состоит из шлема с электродами для головы и внешнего интерфейса. Она позволяет по электрической активности головного мозга определить уровень концентрации внимания у пилотов самолетов, водителей наземного транспорта, а также у детей с особенностями развития, например, детским церебральным параличом.

"По показателям электрической активности нейронов головного мозга с помощью нашего подхода мы научились оценивать состояние человека, уровень его концентрации внимания, усталость. При помощи системы мы можем сообщать человеку, что он устал, ему стоит передохнуть", - сказал Максименко, слова которого приведены в сообщении.

На базе этого открытия ученые планируют создать тренажеры концентрации внимания для пилотов и водителей, добавил он.

"Более того, в случае с пилотами при помощи нее диспетчер сможет узнать, кто их двух пилотов в настоящее время сильнее устает, и перераспределять нагрузку между ними", - отметил Максименко.

Первые прототипы этих тренажеров планируется представить в течение двух лет, рассказал Максименко. "Ряд компаний авиационной отрасли уже проявили интерес к разработке, поэтому после презентации прототипа мы намерены запустить процесс внедрения тренажера-эмулятора полетов", - добавил он.